14 января – 115 лет со дня рождения Александра Ивановича Багрецова (14 января 1906, Лубана, Лифляндская губ. – 16 сентября 1984, Псков), актера
Родился 14 января 1906 года в Лифляндской губернии. Настоящее имя актера - Вильгельм-Александр Янович Багатайс. Его артистическая деятельность началась в шестнадцать лет на сцене театра русской драмы в Риге. В 1926 году он переехал в Вильно и поступил заочно на юридический факультет университета имени С. Батория: отец хотел видеть сына юристом, но Александр не оставил сцену. Работал в Варшаве, Риге, воевал, был ранен.
После войны он работал в Калуге, Уфе, Йошкар-Оле, Каменец-Подольске, Смоленске, Хабаровске, Саранске и Пскове. И везде его вспоминают как большого артиста, подлинного мастера сцены. За его плечами весь мировой репертуар: от салонных и классических героев до исторических личностей и народных образов.
Для дебюта на псковской сцене в 1961 году Багрецов выбрал "Маскарад" Лермонтова. Князь Арбенин, черкес Ибрагим-оглы ("Угрюм-река"), Фридрих Энгельс ("Дочь России") - вот первые три его роли на псковской сцене, закрепившие за ним звание высочайшего мастера перевоплощения. Его сразу признали: на псковские подмостки вышел король сцены. Его Арбенин, сколь страстный и пылкий в любви к Нине, столь жестокий и безумный в мести. Свою роль он вел энергичнее, чем было традиционно принято, прекрасно чувствуя лермонтовский стих: не читал стихи, а разговаривал ими, тонко передавая страдания одинокого в своих душевных муках человека. Совершенно преобразившись в "Угрюм-реке", он сыграл черкеса Ибрагим-оглы, наделив его национальным колоритом. Багрецов показал человека искреннего в своих душевных порывах, честного и преданного, готового на смерть ради друга. В спектакле запоминалась сцена суда: сначала Ибрагим был ошарашен, потом подавлен низостью того, кого он спас, Прохора. Но вот его захватывал гнев: такой, как Прохор, недостоин называться человеком. Роль была не главной, а вышла крупно и ярко.
Багрецов обладал столь же неуловимым, сколь и необходимым для актера даром - замечательным сценическим обаянием. Он просто и непринужденно мог вести роль "второй скрипки" и не потеряться на сцене. Как в роли Энгельса. Специально держался в тени, отдавая приоритет Марксу. Деликатность и скромность, подчеркнутые Багрецовым, придавали особое обаяние образу. Хороша была сцена взволнованного диалога вождей мирового пролетариата, когда мысль, начатая одним, тут же подхватывалась другим, обнаруживая равенство двух великих людей. Н. Крицкий в роли Маркса и А. Багрецов - Энгельс составили блестящий актерский дуэт.
Он замечательно сыграл эпизодическую роль в спектакле "Отец Сергий" по Л. Толстому - императора Николая Павловича: ходил по сцене и методично вбивал, как гвозди, аксиому: "Нет порядка снаружи, нет порядка внутри".
Его роли запоминались на многие годы. Циничного и жестокого короля Дагобера в сказке "Королевский брадобрей" Багрецов показывал то злым, то умным, то отвратительно сладострастным, то терзаемым сомнениями, - артист поворачивал этот образ разными гранями, пока он не засверкал, как отшлифованный алмаз.
В его репертуаре было немало и современных героев. В семейно-бытовой драме П. Тура "Посторонняя женщина" Багрецов сыграл хорошего честного человека, уважаемого хирурга. Его актерской манере была присуща внешняя сдержанность при большой внутренней силе исполнения роли. Он и в пустяках не терялся, в поверхностных комедиях.
Артист европейской школы, замечательного сценического обаяния, он был признан зрителями Калуги, Уфы, Йошкар-Олы, Каменец-Подольска, Смоленска, Хабаровска, Саранска и Пскова.
Литература:
Награда артисту : [артист Псковского областного драмтеатра А. И. Багрецов награжден орденом «Знак Почета»] // Псковская правда. – 1967. – 29 окт.
Никитина, Л. Король псковской сцены / Л. Никитина // Псковские сезоны : Провинциальный театр в ХХ веке. – Псков, 1999. – С. 140-143.
О творческом пути Александра Ивановича Багрецова (Вильгельм-Александр Янович Багатайс).
Родился 14 января 1906 года в Лифляндской губернии. Настоящее имя актера - Вильгельм-Александр Янович Багатайс. Его артистическая деятельность началась в шестнадцать лет на сцене театра русской драмы в Риге. В 1926 году он переехал в Вильно и поступил заочно на юридический факультет университета имени С. Батория: отец хотел видеть сына юристом, но Александр не оставил сцену. Работал в Варшаве, Риге, воевал, был ранен.
После войны он работал в Калуге, Уфе, Йошкар-Оле, Каменец-Подольске, Смоленске, Хабаровске, Саранске и Пскове. И везде его вспоминают как большого артиста, подлинного мастера сцены. За его плечами весь мировой репертуар: от салонных и классических героев до исторических личностей и народных образов.