Кушнер Михаил Иванович

21 ноября – 115 лет со дня рождения Михаила Ивановича Кушнера (21 ноября 1906, д. Слободская, Ишимский р-н, Тюменская обл. – 25 декабря 1986, Великие Луки), Героя Социалистического Труда

21 ноября – 115 лет со дня рождения Михаила Ивановича Кушнера (21 ноября 1906, д. Слободская, Ишимский р-н, Тюменская обл. – 25 декабря 1986, Великие Луки), Героя Социалистического Труда

Родился 21 ноября 1906 года в деревне Слободская ныне Ишимского района Тюменской области в крестьянской семье. Образование начальное. Трудовую деятельность начал в 1921 году путевым рабочим на станции Лиманская Свердловской железной дороги. В 1928-1933 годах проходил срочную службу в Красной Армии, в 129-м стрелковом полку, который квартировал в городе Великие Луки.После службы остался жить в Великих Луках. Работал кочегаром в паровозном депо, затем - помощником машиниста, а с сентября 1938 года после окончания курсов при Великолукском железнодорожном техникуме самостоятельно повел поезда. Работал машинистом паровоза в депо Осташков.

В Великую Отечественную войну продолжал работал машинистом паровоза на прифронтовых станциях. В первые дни войны перегонял подвижной состав на тыловые станции. В последующем водил составы с боеприпасами, военной техникой, продовольствием и другими грузами, а также санитарные в прифронтовой полосе, под бомбежками и артиллерийским обстрелом, проявляя высокое мастерство и героизм.

Когда врагу удавалось при налетах авиации и артобстрелах повредить детали паровоза или вагонов, бригада устраняла их своими силами и доводила поезда до станции назначения. Кушнер тщательно просчитывал риски, но поезда на перегонах не бросал. Боевое крещение получил на десятый день войны. Состав с наливными цистернами, который вела его бригада, попал под бомбежку. Загорелась одна из цистерн. Кушнер смог вывести состав из-под огня, с риском для жизни погасил пламя, устранил неисправности и довел эшелон до Великих Лук.В середине августа 1941 года пулеметным огнем вражеского самолета была повреждена цилиндрическая часть паровозного котла, через пробоину стала вытекать вода. По правилам в таких случаях паровоз нужно было потушить, но тогда перегон пришлось бы закрыть на несколько часов, пока поезд не выведет вспомогательный локомотив. Кушнер, взвесив все «за» и «против», рискнул: поезд довёл до станции и только на ней потушил паровоз.

В октябре 1943 года вел литерный состав с Осташкова до станции Торопец, со спецгрузом - снарядами для "катюш". Несколько раз выводил состав из-под бомбежки. Когда в хвосте поезда была разбита тормозная магистраль, Кушнер под огнем противника пробрался в хвост поезда, устранил повреждение и, вернувшись к паровозу, продолжил движение. Груз был спасен и благополучно доставлен к месту назначения. Следуя обратно с санитарным поездом, будучи раненым, сумел все же увести эшелон из-под вражеской бомбежки, сохраняя жизнь раненым бойцам. Уже на станции Осташков, остановив эшелон, потерял сознание от потери крови. В госпитале узнал о присвоении высокого звания.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Кушнеру Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».За время войны машинист Кушнер сменил 15 разбитых снарядами и бомбами паровозов, был несколько раз ранен и контужен.В послевоенное время работал машинистом в паровозном депо Великие Луки. Старший машинист, позднее - инспектор по безопасности движения, отдавал все силы и энергию восстановлению железнодорожного транспорта. В 1951 году был награжден медалью «За доблестный труд», в 1953 году - орденом Трудового Красного Знамени. В 1966 году вышел на пенсию.Жил в городе Великие Луки. Скончался 25 декабря 1986 года. Похоронен в Великих Луках.Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями.

Литература:

Никитенко, Н. В. Время выбрало их : Псковичи - Герои Социалистического Труда / Н. В. Никитенко. - Псков, 2003. - 261 с. : ил. – URL: https://vivaldi.pskovbook.ru/pskovichi_geroi_sotstruda1979.pdf/view (дата обращения: 15.01.2020). - Режим доступа: Электронная библиотека «Псковиана» www. pskovbook.ru.

Никитенко, Н. В. Великолучане - Герои Социалистического Труда / Н. В. Никитенко // Великолукский вестник : краеведеский альманах / [редколлегия: Г. Т. Трофимова (главный редактор), Д. А. Белюков (заместитель главного редактора)]. - Великие Луки, 2011. - № 3. - С. 77-82. - Примеч.: с. 82.

Кушнер Михаил Иванович / подготовил Сергей Каргапольцев // Патриотический интернет-проект «Герои страны». – 2000-2020. – URL: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=9489 (дата обращения: 17.01.2020).

Родился 21 ноября 1906 года в деревне Слободская ныне Ишимского района Тюменской области в крестьянской семье. Образование начальное. Трудовую деятельность начал в 1921 году путевым рабочим на станции Лиманская Свердловской железной дороги. В 1928-1933 годах проходил срочную службу в Красной Армии, в 129-м стрелковом полку, который квартировал в городе Великие Луки.После службы остался жить в Великих Луках. Работал кочегаром в паровозном депо, затем - помощником машиниста, а с сентября 1938 года после окончания курсов при Великолукском железнодорожном техникуме самостоятельно повел поезда. Работал машинистом паровоза в депо Осташков.