Сладкопевцев Петр Матвеевич

195 лет со дня рождения Петра Матвеевича Сладкопевцева (1826 – не ранее 1902), педагога, церковного историка, писателя, краеведа

Петр Матвеевич Сладкопевцев - выпускник Петербургской духовной академии, кандидат богословия. С середины 1850-х годов преподавал логику, опытную психологию, патристику (философские учения “отцов церкви”) и латинский язык в среднем отделении Псковской духовной семинарии. Об этом свидетельствуют “Памятные книжки Псковской губернии” начиная с 1855 года. Затем на него возложили и обязанности библиотекаря. Одновременно он занимался научной работой, опубликовал в 1859 году “Описание монастырей и скитов, находящихся на Святой горе Афонской”, в 1860 году – статью “О святых юродивых Христа ради”, в 1861 году – историческое исследование “О состоянии константинопольской церкви под игом турок в первые полтора века со времени взятия Константинополя Магометом”, напечатанную в журнале “Христианское чтение” и отдельной книгой в 208 страниц. После защиты диссертации “Памятные книжки Псковской губернии” с 1863 года называли его магистром и профессором семинарии.

Об интересе к народному быту населения губернии свидетельствует его неизданный очерк “Псковские кулаки”, хранящийся в архивном деле Псковского губернского статистического комитета. Позднее, в 1882 году, “Псковский городской листок” 16 марта напечатал в его изложении “Предание о горе Судоме”, а 24 апреля – рассказ “На берегах Великой”. Результатом многолетнего изучения Петром Матвеевичем местного фольклора стали две обширные публикации той же газеты в сентябре 1885 года: “Легенды, приметы, суеверия, и некоторые слова, существующие в простом народе Псковской губернии” и “Несколько простонародных фраз, собранных в Псковской губернии”. Эти труды побудили секретаря Псковского археологического общества С. А. Хорошавина и священника А. К. Березского предложить на годовом общем собрании 15 ноября 1885 года его кандидатуру к избранию действительным членом общества, и на следующем собрании 18 сентября 1886 года избрание состоялось.

Из прилагаемого списка видно, что в трудах Сладкопевцева преобладали религиозные темы. Это относится и к трём небольшим краеведческим брошюрам, рассказывавшим об освящении после ремонта псковских церквей Нового Вознесения на Романовой горке и Сергия Радонежского с Залужья, а также о чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии Смоленской того же Сергиевского храма. Две из них вошли в Сборник дореволюционных публикаций “Храмы и монастыри губернского Пскова”, выпущенный в 2005 году областной типографией в серии книг “Псковская историческая библиотека”.

За два десятилетия с 1880 по 1902 год в столице были опубликованы ещё четыре крупные исследования краеведа о монастырях и святых “подвижниках благочестия”, обитавших в Палестине, Сирии и Месопотамии. Была у него и большая светская работа “Российский государственный герб и его нравственная сторона”, печатавшаяся “Псковским городским листком” в ряде номеров за 1885-1886 годы. Более половины трудов Сладкопевцева печатались в Пскове. Здесь у него был собственный дом в Ивановском переулке за зданием Мариинской женской гимназии, вблизи Кадетского (ныне Комиссаровского) переулка. Однако его кончина в начале ХХ века прошла незамеченной, и даже год его смерти пока остаётся неизвестным.

Литература:

Киселёва, Е. Загадки биографии Петра Сладкопевцева / Е. Киселева, Н. Левин // Псковская правда. – 2005. - 20 апр. – С. 3.

Сладкопевцев Пётр Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – Т. XXX. – Санкт-Петербург, 1900. – С. 349. - Отчество указано неточно.

Петр Матвеевич Сладкопевцев - выпускник Петербургской духовной академии, кандидат богословия. С середины 1850-х годов преподавал логику, опытную психологию, патристику (философские учения “отцов церкви”) и латинский язык в среднем отделении Псковской духовной семинарии. Об этом свидетельствуют “Памятные книжки Псковской губернии” начиная с 1855 года. Затем на него возложили и обязанности библиотекаря. Одновременно он занимался научной работой, опубликовал в 1859 году “Описание монастырей и скитов, находящихся на Святой горе Афонской”, в 1860 году – статью “О святых юродивых Христа ради”, в 1861 году – историческое исследование “О состоянии константинопольской церкви под игом турок в первые полтора века со времени взятия Константинополя Магометом”, напечатанную в журнале “Христианское чтение” и отдельной книгой в 208 страниц. После защиты диссертации “Памятные книжки Псковской губернии” с 1863 года называли его магистром и профессором семинарии.

Об интересе к народному быту населения губернии свидетельствует его неизданный очерк “Псковские кулаки”, хранящийся в архивном деле Псковского губернского статистического комитета. Позднее, в 1882 году, “Псковский городской листок” 16 марта напечатал в его изложении “Предание о горе Судоме”, а 24 апреля – рассказ “На берегах Великой”. Результатом многолетнего изучения Петром Матвеевичем местного фольклора стали две обширные публикации той же газеты в сентябре 1885 года: “Легенды, приметы, суеверия, и некоторые слова, существующие в простом народе Псковской губернии” и “Несколько простонародных фраз, собранных в Псковской губернии”. Эти труды побудили секретаря Псковского археологического общества С. А. Хорошавина и священника А. К. Березского предложить на годовом общем собрании 15 ноября 1885 года его кандидатуру к избранию действительным членом общества, и на следующем собрании 18 сентября 1886 года избрание состоялось.

Из прилагаемого списка видно, что в трудах Сладкопевцева преобладали религиозные темы. Это относится и к трём небольшим краеведческим брошюрам, рассказывавшим об освящении после ремонта псковских церквей Нового Вознесения на Романовой горке и Сергия Радонежского с Залужья, а также о чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии Смоленской того же Сергиевского храма. Две из них вошли в Сборник дореволюционных публикаций “Храмы и монастыри губернского Пскова”, выпущенный в 2005 году областной типографией в серии книг “Псковская историческая библиотека”.

За два десятилетия с 1880 по 1902 год в столице были опубликованы ещё четыре крупные исследования краеведа о монастырях и святых “подвижниках благочестия”, обитавших в Палестине, Сирии и Месопотамии. Была у него и большая светская работа “Российский государственный герб и его нравственная сторона”, печатавшаяся “Псковским городским листком” в ряде номеров за 1885-1886 годы. Более половины трудов Сладкопевцева печатались в Пскове. Здесь у него был собственный дом в Ивановском переулке за зданием Мариинской женской гимназии, вблизи Кадетского (ныне Комиссаровского) переулка. Однако его кончина в начале ХХ века прошла незамеченной, и даже год его смерти пока остаётся неизвестным.

Литература:

Киселёва, Е. Загадки биографии Петра Сладкопевцева / Е. Киселева, Н. Левин // Псковская правда. – 2005. - 20 апр. – С. 3.

Сладкопевцев Пётр Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – Т. XXX. – Санкт-Петербург, 1900. – С. 349. - Отчество указано неточно.